Гонтовая кровля является одной из самых малораспространенных типов кровель, сооружаемых отечественными строителями. Объясняется это не только высокой дороговизной и трудоемкостью ее изготовления, но и наличием большого количества новых кровельных материалов, выпускаемых промышленностью. Однако данный тип кровли обладает такими преимуществами, как морозо-, ветро- и градостойкость, невысокая теплопроводность, долговечность и надежность (срок эксплуатации может превышать 100 лет). Кроме того, она не создает сильного шума от ветра и при дожде, препятствует образованию под покрытием конденсата и отлично вентилируется. Еще одним преимуществом данного типа кровли для крыши является небольшая масса требующегося материала – гонта, представляющего собой дощечку клинообразной формы, имеющей на широкой кромке паз (шпунт). Масса его квадратного метра не превышает 17 кг, что снижает требования к прочности основания. Таким образом, эта легкая кровля может монтироваться не на сплошное дощатое покрытие, а на обрешетку из брусков от 50х50 кв. мм с расстоянием между ними, равным длине гонта.
Изготовляют основные элементы данной кровли из зрелой древесины следующих пород:
- лиственница;
- осина;
- ель;
- дуб;
- канадский кедр;
- пихта;
- бук.
Это обеспечивает гонтам высокую экологичность. К древесине предъявляют следующие требования: высокая плотность годовых колец, малое количество дефектов и сучков и необходимость в удалении заболони. Дощечка-заготовка для гонта формируется методикой ручной проколки – чурки длиной 40 см раскалываются на плахи толщиной 10 см. Затем они раскалываются колющим лезвием по плоскости, параллельной оси ствола, на гонты с толщиной 10 мм. Для такой методики наиболее подходит прямоствольная смолистая сосна. После придания дощечке требуемой формы происходит ее подсушивание до влажности 18%. Таким образом удается при транспортировке обеспечить максимальную сохранность материала. Кроме того, такое значение влажности оптимально и для выполнения монтажа. Именно поэтому в большинстве случаев гонт изготавливается на заказ: чем быстрее из него будет сформирована кровля, тем выше будет ее качество.
Однако преимущества такой кровли достигаются и за счет строгого соблюдения технологии ее монтажа.
Принцип действия гонтовой кровли
Принцип, который используется в гонтовой кровле, подобен явлениям, возникающим в шишке. Так, при дожде ее чешуйки, как и гонт, пропитываются водой и разбухают, закрывая зазоры и препятствуя проникновению избыточной влаги. После их высушивания размеры уменьшаются и зазоры снова появляются, обеспечиваю вентиляцию.
Читайте также:
Крыша без стропил: этапы процесса.
Конструкция инверсионной кровли.
Как сделать плоскую кровлю – подробнее >>>
Вернуться к оглавлению
Требования к монтажу гонтовой кровли
Гонтовая кровля монтируется в несколько этапов, основными из которых являются настил подкладочного ковра, установка карнизов, монтаж торцов и ендов, укладка гонта, обработка примыканий и проходок и установка конька. Каждый этап имеет свои особенности, лишь при соблюдении которых могут быть достигнуты высокие надежность и качество кровли. Для обеспечения правильности и облегчения процесса монтажа необходимы следующие инструменты и материалы:
- лучковая пила;
- молоток;
- топор;
- шерхебель;
- уровень (отвес);
- клещи;
- линейка (2 м);
- переставная рейка (для прямолинейности рядов);
- оцинкованные или медные гвозди 2х60.
Вернуться к оглавлению
Настил подкладочного ковра
Укладка подкладочным ковром, основой которого является дышащая мембрана, всей площади кровли выполняется лишь при угле ее наклона 12-18° или в случае ее особо сложной формы. При этом первая полоса раскатывается от одного торца карниза к другому, а каждая последующая выше, с нахлестом на нижнюю 10 см. Такой же нахлест выполняется и на торцевом стыке полос, при этом все они тщательно проклеиваются резинобитумным клеем. Верхний край полос крепится к основанию при помощи гвоздей. Если же угол наклона кровли превышает 18°, то укладка подкладочного ковра выполняется лишь на самые проблемные места, такие как торцы, карнизы, ендовы, примыкания и проходки.
Вернуться к оглавлению
Формирование карнизов
Наиболее простым и экономичным вариантом формирования карниза является приклеивание его карнизной полосы с заходом на нижнюю поверхность на 2 см. При этом на карнизном свесе торцевые ребра следует закруглить (исключается повреждение полосы). Нахлест карнизных полос должен составлять не менее 5 см. Для их крепления используются гвозди (шаг забивания – 5 см). Также различными производителями выпускаются карнизные металлические планки. Они устанавливаются поверх подкладочного ковра по краю карниза и крепятся гвоздями (шаг крепления – 10 см, обрешетка не пробивается насквозь). Поверх закрепленных планок наклеивается карнизная полоса с торцевым нахлестом от 5 см. Также возможно наклеивание карнизных полос встык, при условии накрытия в дальнейшем стыка гонтом.
Вернуться к оглавлению
Монтаж торцов и ендов
Торцевой свес может быть выполнен двумя способами. В первом случае используется треугольный или трапециевидный брусок, закрепляемый на торцевом свесе. Затем он покрывается подкладочным ковром и кровельной плиткой, приклеиваемой при помощи резинобитумного клея. Поверх прибивается торцевая планка стандартных размеров. Второй вариант заключается в использовании торцевых планок специальной формы. Они крепятся гвоздями (шаг 10 см) с нахлестом от 3 см и закрываются приклеиваемой кровельной плиткой. Ендова является обязательным для покрытия подкладочным ковром элементом поверхности кровли. Затем настилается карнизная полоса или специальный ендовый ковер. Для крепления используют гвозди (шаг 10 см) и резинобитумный клей. В дальнейшем места крепежа должны быть закрыты гонтом. При этом в процессе монтажа необходимо оставить в центре ендовы (по линии излома) участок, свободный от гонтов (ширина 15 см). Обрезанные торцы гонтов следует тщательно проклеить.
Вернуться к оглавлению
Укладка гонтовой кровли
Начинать эту операцию следует с центральной части карниза в обе стороны. При этом смещение на один ряд выше выполняется лишь после полного завершения каждого горизонтального ряда. Для того чтобы избежать ошибок на этом этапе, на скате кровли раскладываются без закрепления несколько рядов. Для жилых помещений гонтовая кровля имеет не менее трех слоев, в других случаях допустимо использование двух слоев. Для крепления гонта используются четыре оцинкованных гвоздя с широкими шляпками. При этом на каждый гвоздь под шляпку наматывается по витку проволоки, соединяющей элементы одного ряда. Месторасположение гвоздей должно быть выше верхнего края пазов гонта на 2 см. При превышении угла наклона кровли величины 45° следует забить над каждым пазом по 2 гвоздя. При этом местоположение крепежных гвоздей нижнего ряда должно закрываться лепестками плитки верхнего ряда. Не следует крепить гонты за верхний край с помощью гвоздей.
Вернуться к оглавлению
Обработка примыканий и проходок
Проходка относится к элементам кровли, для которых обязательно покрытие из подкладочного ковра. Для этого в основание проходки выполняется установка трехгранной рейки, а ковер заводится на нее в верхнем направлении на 30 см и приклеивается на стенку примыкания полностью. Гонты крепятся до верхнего края рейки. К стенке примыкания приклеивание ковра выполняется по всей площади, а поверх него на угол происходит укладка ендового ковра или карнизной полосы. При этом по проходке он заходит на высоту 30 см. Для закрытия верхнего среза используется металлическая планка примыкания, которая затем герметизируется.
Вернуться к оглавлению
Установка коньковых элементов
Для формирования конька кровли используются коньковые плитки, которые крепятся у края четырьмя гвоздями. При этом необходимо соблюдать нахлест не менее 8 см, закрывающий место крепежа. Для обеспечения высокой надежности крепления следует использовать клей при установке последней плитки.
Вернуться к оглавлению
Уход за кровлей из гонта
Как и любой объект, испытывающий воздействие атмосферных факторов, гонтовая кровля нуждается в регулярном уходе, заключающемся в проветривании и уборке мусора с нее и водостоков. Также ее следует тщательно осматривать в случае, если крыша подвергнется воздействию значительных нагрузок, таких как крупный град или ураган, и контролировать герметичность проходок. При необходимости герметичность восстанавливается.